Система деятельности педагога

 

   

Система деятельности педагога

 

Концептуальные идеи опыта «Рисующие пальчики. Система интерактивных упражнений для развития графических навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»:

 

1.     Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими теориями и технологиями, в том числе информационно-коммуникативными. Данные формы и методы помогают сделать процесс образования более интересным, а потому активным и результативным. 

2.     Особенно эффективно психическое, личностное развитие дошкольника происходит в традиционных для него видах детской деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.). Мы можем использовать интересный для детей вид деятельности – изобразительную, для развития графических навыков и подготовки руки ребенка к письму.

3.     Однако процесс рисования для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, затруднен в связи с нарушением высших кинестетических функций  (мышечно-суставного чувства), определяющих развитие произвольных движений.

Кроме этого, у ребенка с НОДА в силу двигательной недостаточности формирование всех видов восприятия нарушено.

Причиной являются такие факторы, как нарушение моторного аппарата глаз, недоразвитие статокинетических рефлексов, способствующее ограничению поля зрения у таких детей. Известно, что развитие поля зрения тесно связано с формированием произвольного внимания и пространственного восприятия. Многие дети с НОДА  испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин. Часто ребенок не ориентируется в частях собственного тела, у него трудно формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Дети не могут нарисовать человека, особенно его лицо и руки. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений: отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, нарушение пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. У них прослеживаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении графическими навыками письма.

4.     Мы считаем, что при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия у ребенка с НОДА будет наблюдаться положительная динамика в развитии мелкой моторики, восприятия, зрительно-моторной координации, а, значит, графических навыков. Процесс восстановления у детей пройдет эффективнее при использовании интерактивных методик и технологий. 

5.     Для развития графических навыков мы используем изобразительную деятельность, т.к. она для детей - знакомое, доступное действие. На его основе можно сформировать многие необходимые качества, снять психоэмоциональное напряжение; сформировать положительную «Я - концепцию». Совместная деятельность детей и педагога  в процессе продуктивной деятельности создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивает инициативу, самостоятельность, создает эмоционально-положительное отношение к работе.

6.     Разработанная нами система интерактивных упражнений повысит возможности детей с НОДА при овладении изобразительной деятельностью, письмом. Это создаст условия для социальной адаптации ребенка в среде сверстников при обучении в школе.

  

Эффективность интерактивной системы игр и упражнений.

 

В процессе обследования было выявлено, что дети с легкими двигательными нарушениями в полной мере научились рисовать сюжеты на интерактивной доске и листе бумаги, овладели следующими графическими умениями:

- в проведении вертикальных и горизонтальных линий практически без ошибок. Научились проводить горизонтальную линию слева направо и наоборот.

- значительно точнее стали соединять разноудаленные друг от друга точки.

- научились различать и уверенно изображать основные геометрические фигуры, у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий:

- стали свободнее и адекватнее использовать плоскость экрана и листа бумаги при рисовании и аппликации;

- научились рисовать фигуру человека и животных;

- рисунки стали более красочными, так как дети стали использовать оттеночные цвета;

- намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для которых в начале обучения это задание было трудным.

- при изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика.

У детей с тяжелыми двигательными нарушениями остаются  трудности в овладении графическими навыками, особенно в тех заданиях, где необходима точность попадания, а именно – соединение точек; они не могут нарисовать фигуру человека и животных, им очень трудно дается рисование мелких изображений. Однако:

- дети стали более уверенно изображать прямые, волнистые, кривые линии, линии в разных направлениях;

- научились изображать геометрические фигуры по опорным точкам и образцу;

- стали проявлять большую самостоятельность при рисовании элементарных сюжетов с помощью взрослого и самостоятельно.

Положительным моментом у всех детей стало повышение мотивации и проявление эмоционального интереса к изобразительной деятельности, повышение самооценки каждого ребенка  через положительное отношение окружающих к результатам его деятельности.

Дата последнего обновления страницы 06.08.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»